О Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре на Кавказе


Ново-Афонский монастырь находится на северо-восточном берегу Черного моря, в Абхазии, в 20 верстах от г. Сухума, при речке Псырстхе. Он устраивается русским Афонским Пантелеимоновым монастырем с Высочайшего разрешения, и есть как бы отрасль последнего в полной от него зависимости. Первая мысль устроить обитель на Кавказе возникла около 1874 г., в тяжкую годину испытаний, когда русская обитель обуреваема была духом племенной вражды, когда, по действию духа злобы, многие из греков - братий монастыря заявили свои исключительные права на русский монастырь. В это время некоторые из русских братий, по недостатку терпения и упования на Промысел Божий, смущались, а потому естественно было подумать, где бы в таком случае, для успокоения малодушных братий, а также и на случай политических обстоятельств, найти приют в России, и вот решено было избрать местность наиболее уединенную, при том такую, сношение с которою было бы всегда удобно, и в этой местности построить монастырь, который бы представлял собою отрасль или отделение русского Афонского монастыря. Кавказский край наиболее удовлетворял этим условиям, и потому внимание остановилось на нем. Тогда же заявлено было русскому императорскому послу в Константинополе, генерал адъютанту Николаю Павловичу Игнатьеву желание устроить на Кавказе обитель в одной из областей, где наиболее требуется содействие просвещению светом учения Христова. Г. Игнатьев представил о сем Его Императорскому Высочеству, наместнику кавказскому, великому князю Михаилу Николаевичу, который отнесся весьма сочувственно к заявлению русских Афонских иноков и разрешил выслать уполномоченных доверенных лиц для осмотра и выбора места под постройку обители. С этою целью в конце августа 1875 года и отправился на Кавказ иеромонах о. Арсений (скончался в Москве в 1879 году 17 ноября) с несколькими братиями. Они, осмотрев некоторые местности, нашли более удобною ту, где стоял древний полуразрушенный храм св. Апостола Симона Кананита, построенный в IV веке по Р. X. на месте погребения сего Апостола.
По преданию грузинских летописей, в царствование грузинского царя Адеркия в Абхазии и прилежащих странах вместе проповедовали христианство св. Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит; потом св. Ап. Андрей удалился в дальние страны для распространения евангелия, а св. Апостол Симон остался и, во время жестокого гонения на христиан, воздвигнутого царем Адеркием, мученически пострадав, скончался и погребен на том месте, где после построен в честь его храм.
Древний храм св. Апостола стоит на расстоянии одной версты от берега Черного моря. Местность дикая, но живописная и чарующая, усеянная вековыми ореховыми, смоковничными и другими плодовыми, а равно и неплодовыми деревьями. Известный наш паломник и описатель священных древностей, А. П. Муравьев, посетив это место, написал о нем: "для меня драгоценно историческое предание, записанное в хронике царя Вахтанга, что один из проповедовавших здесь Апостолов, Симон Кананит, тут скончался и погребен (Грузия и Армения, изд. 1848 г. 3, стр. 295). Описывая древний храм Ап. Симона Кананита, он говорит: "Историческое предание указывает на церковь эту, как на погребальную св. Апостола, находящуюся на довольно обширной поляне, омываемой волнами речки Псыртсхи. Дикое живописное место как бы нарочно создано природою, чтобы приманивать на жительство людей. Посредине поляны стоит церковь небольшая, но почти совершенно уцелевшая, кроме обвалившегося купола; западный ее притвор завален камнями и зарос дикими растениями, как и сама вершина церкви, вход - от южного притвора, над коим виден еще полустертый лик Спасителя. Устройство храма греческое, с тройным разделением алтаря, и полукружием горнего места. Поразительна тонкость стен и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы; живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны Успение Богоматери и два мученика". Другой путешественник сообщает о сей церкви след. сведения: "церковь имеет вид четвероугольника; с западной стороны устроен особый придел с крепким уцелевшим сводом, с правой стороны придела устроен ход в подземелье, засыпанный землей и щебнем. Южные, северные и западные двери прикрыты портиками с каменными сводами; стены сложены из бело-сероватого прочного дикого камня, чисто тесаного, с узорчатыми древними карнизами; кладка замечательной прочности, купол и крыша хотя давно уже обрушились, но стены еще прочны; внутри по штукатурке заметны остатки древней фресковой живописи: образ какой-то святой, юной девицы, увенчанной царским венцом, образ какого-то мученика, похожего на св. Георгия, выше западных дверей, образ Успения Пресвятой Богородицы - сохранился довольно ясно; в приделе с правой стороны, изображение трех святителей, менее сохранившееся; облачение их из парчи, украшенной крестами, а у св. Василия великого - шахматами из белых и черных квадратов. Западная стена и алтарь проросли лавровыми и смоковничными деревами, живописно протянувшимися по внутренним стенам до самой земли. Замечательно, что деревья эти ежегодно приносят плоды". В таком положении находился этот древний храм до последнего времени, в продолжение нескольких столетий. Вправо от храма углубляется в горы знаменитое Трахейское ущелье и на гребне утеса видны остатки замка Трахеи, который греки отняли у абазгов (абхазцев) в VI веке при Иустиниане, после кровопролитной осады. На самом берегу моря сохранилась древняя массивная круглая башня (теперь возобновленная) и развалины обширных каменных стен. Это была Анакопия, древняя греческая Никопсия, основанная греками до Р. X.
Избрав такую замечательную историческую местность, иноки вскоре же стали просить об отводе земли под обитель при упомянутом храме. Его Императорское Высочество, наместник кавказский, изъявил согласие на отвод 327 десятин земли под усадьбу и угодья, и особо 100 десят. строевого и столько же дровяного леса, которые и поступают в собственность русского Пантелеимонова монастыря, с наименованием устраиваемой оным новой обители "Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь" [21],
В марте 1876 г. начаты предварительные монастырские постройки, заложены несколько зданий и одно из них с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Постройки пошли очень быстро, так что к 1-му октября все заложенные здания и церковь были окончены совершенно, Постройками руководил опытный по этой части иеромонах Иерон (нынешний игумен Ново-Афонского монастыря), уже после присланный с Афона в помощь о. Арсению. 17-го октября 1876 г. церковь была освящена местным благочинным Сухумского отдела, протоиереем Давидом Мачавариани. Вместе с тем открыта и школа на 20 человек учеников из тамошних жителей абхазцев. "Восторг и удивление абхазцев, прихлынувших к монастырю в день освящения, трудно описать, - так писал тогда один участник торжества. Мужчины и женщины, около 1000 человек, усеяли всю крепостную площадь, более знатные абхазские жители обоего пола, около 50 человек, были приняты в монастырской зале наравне с начальствующими и другими благородными лицами, прибывшими из Сухума на пароходе. Иноки угостили всех знатных посетителей чаем, закускою и обедом, а простолюдинов хлебом, сыром и вином, по абхазскому обычаю; никто из посетителей не был забыт. День был теплый и ясный. Почти беспрерывный звон семи колоколов достаточного веса, приветливо оглашал дикую окрестность с отвесными каменистыми скалами, усеянными по вершинам густым лесом, и эхо, вторя звону, далеко разносилось по окрестным ущельям. Эффект был дивный. Посетители не находили слов для выражения инокам своей благодарности. Праздник был еще тем трогательнее для них, что из воспитанников три мусульманских мальчика приняли святое крещение; вся монастырская братия, в количестве 20 человек, учитель с учениками и четыре молодых русских волонтера, отправлявшихся в Сербию, причащались св. Таин".
Но едва обитель возникла, как ее уже ожидало тяжкое испытание. На политическом горизонте давно собирались грозные тучи, неизбежность войны становилась все яснее и яснее. Ввиду того, что новоустрояемая обитель находилась в пределах близких к турецкой границе, необходимо было принять меры предосторожности. И вот, новооткрытая школа, чрез 40 дней после своего открытия (29 ноября 1876 г.), по распоряжению местного начальства, была закрыта, и ученики распущены в дома к родителям и опекунам своим, снабженные новою одеждою, бельем и обувью на средства обители. В тоже время выехали и монахи в Кутаисскую губернию, где с разрешения местного епархиального начальства, они поместились на время войны в грузинском Гелатском Богородицком монастыре; в Ново-Афонском же обители, остались, в видах охранения ее, иеромонах Иерон и монах Иоанн в качестве уставщика; они продолжали ежедневно церковную службу во всю зиму и весну, до самого дня объявления Россией войны Турции. С того времени, в следствие враждебного брожения умов жителей Абхазии и предположенного отступления сухумского отряда в цебельдинское укрепление на случай неудачных обстоятельств войны, начальство предложило этим монахам оставить монастырь, передав его ключи и заготовленные строительные материалы жителям ближайших селений для сохранения на время войны, иеромонах Иерон выехал в Кутаис для присоединения к братии, а монах Иоанн остался в Сухуме, так как в городе этом был монастырский двор и некоторые оставшиеся вещи. Видя, что войска, по распоряжению начальника отряда генерал-майора Кравченко, все тяжести свои и казенные запасы вывезли в цебельдинское укрепление, отстоящее за 35 верст от Сухума по направлению к главному хребту кавказских гор, о. Иоанн последовал их примеру и вывез туда же монастырские вещи. Когда неприятель открыл огонь по беззащитному городу, и сделал высадку; войска, стоявшие лагерем за городом, отступили в цебельдинское укрепление, и Сухум, а одновременно с ним и Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, подверглись разорению и разграблению не столько от турок, сколько от возмутившихся абхазцев; это было 1 мая 1877 г. Сухумский отряд недолго был в укреплении, 13 мая начальник отряда, предав огню все казенные запасы, тяжести и провиант, двинулся без дорог в обход по горам для присоединения к потийскому отряду. Монастырские вещи, находившиеся в районе отряда недалеко от укрепления, подверглись истреблению и разграблению со стороны абхазцев, причем один из послушников, находившихся при о. Иоанне, был убит, а сам Иоанн каким-то чудом спасся, присоединился к отряду и после двухнедельного похода прибыл в Кутаис к братии своей, вынеся с собою св. крест, храмовую икону Покрова Пресвятой Богородицы, плащаницу, церковное облачение и еще некоторые мелкие вещи.
Из 14 человек братии - семь при иеромонахе остались в Гелатском монастыре; они ежедневно совершали там Богослужение, а другие семь человек, по предложению о. Арсения, заявили кавказскому окружному управлению попечения о больных и раненых воинах свое желание послужить на время войны в войсках по уходу за больными и раненными, на полном содержании от обители. Управление воспользовалось сим предложением и прикомандировало их к кутаискому военному госпиталю, для изучения санитарных обязанностей; оттуда, по окончании практических занятий, они поступили 28 октября 1877 г. на службу в тифлисский военный госпиталь, где находились до 8 сентября 1878 г., т.е. до обращения края на мирное положение и окончания дел общества Красного креста.
Окончив службу, иноки-санитары присоединились к остальной братии и поспешили в Абхазию, на место развалин своей обители, где, получив благословение с Афона, снова, при помощи Божией, начали свою деятельность. Собрав часть своих строительных материалов, растасканных возмутившимися абхазцами, наняли потребное число рабочих и 1 октября заложили каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которую в 4 месяца довели до полного окончания. Церковь эта 3 февраля 1879 года освящена, и в ней открыто было ежедневное богослужение.
При церкви устроен придел во имя св. Архистратига Михаила - ангела Его Императорского Высочества, великого князя Михаила Николаевича, благочестивому вниманию коего обитель обязана своим бытием.
Между тем как шли все сии постройки, дело об официальном открытии монастыря близилось к концу. 8 августа 1879 г. состоялся указ Св. Правительствующего Синода. А 8 декабря 1879 года последовало Высочайшее повеление быть на берегах абхазских Ново-Афонской обители, о чем и объявлено Его Высочеством, наместником кавказским настоятелю и братии сей обители. При сем Его Высочество изволил приписать следующие, проникнутые сердечным благожеланием, строки: "о таковом Высочайшем соизволении объявляю вам, настоятель и братия Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, призывая благословение Божие на предстоящий Вам подвиг, да процветает новорожденная обитель в тишине и мире на берегах Абхазии, и да послужит она местному населению, пребывающему в дикости и невежестве, примером жизни мирной и труженической, образцами человеколюбия, кротости и терпения! Да воспитает школа, устроенная при обители, в молодом поколении из туземцев привычку к полезному труду и любовь к знанию, необходимому для земледельца". Так завершилось открытие Ново-Афонской обители на Кавказе.
Не смотря на краткий период существования, Ново-Афонская обитель уже не раз удостоилась посещения Высоких гостей из особ Царствующего Дома. О посещении обители Его Высочеством, великим князем Константином Николаевичем, вот что писал о. Арсений:
"31-го мая в половине 4-го часа утра, подошла к нашему монастырю поповка (это - особой конструкции, военный пароход); на ней находились Их Императорские Высочества великие князья Константин Николаевич и сын его Константин Константинович. Мы, три иеромонаха в облачении, с крестом и св. водою, в сопровождении всей братии, встретили их на берегу моря, на своей пристани. По дороге, где они шли, разостланы были ковры, и путь усыпан был лавровыми листьями. Как только Их Высочества сошли с гребного катера на монастырскую пристань, певчие запели: Спаси, Господи, люди Твоя..., а я приветствовал великого князя и его августейшего сына с благополучным прибытием и поднес им св. иконы и хлеб-соль от обители. Дорогие гости, прежде всего, отправились, в сопровождении братии, в церковь, где пропеты были храмовые тропари, ектенья и многолетие. Великий князь похвалил нашу церковь и подивился, когда ему сказали, что оная устроена в 4 месяца. Из церкви высокие гости пришли к нам в приемную комнату, где им все понравилось. Особенное удовольствие доставило им посещение древнего храма св. Апостола Симона Кананита; по осмотре всего, выразив нам милостивое внимание и пожелав духовного и материального преуспеяния юной обители нашей, они отправились в предлежавший им путь, напутствуемые благословениями братии нашей. Меня, продолжает о. Арсений, Его Высочество Константин Николаевич подробно спрашивал: когда я поступил в монашество, какие были побудительные к сему причины, сколько находился в искусе до пострижения, сколько прожил на Афоне, когда прибыл на Кавказ, какая причина поселения нашего на Кавказе, и многое иное, и об Афоне расспрашивал, с удовольствием воспоминая о своем посещении Афона, и очень милостиво распростился с нами".
В июне 1880 года, посетил Ново-Афонскую обитель, проездом из Севастополя в Поти, Его Императорское Высочество, великий князь Михаил Николаевич с своим сыном Михаилом Михайловичем. Высокий гость, покровитель юной обители, осмотрев церкви, изволил посетить настоятельские кельи, был в школе, осмотрел храм св. Апостола Симона Кананита, и, в память своего посещения, пожертвовал сребропозлащенную большую лампаду для образа Апостола Симона, с надписью на верхнем поясе лампады: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" и на втором поясе лампады следующие слова: "от Его Императорского Высочества, благоверного государя, великого князя Михаила Николаевича, в память первого посещения древней церкви Симона Кананита в Ново-Афонской обители 10-го июня 1880 г." - А в июне 1882 г. посетил обитель Его Императорское Высочество, великий князь Алексей Александрович, который изволил также благосклонно и внимательно осмотреть обитель и древний храм св. Апостола Симона, уже возобновленный и освященный.
Кроме церкви Покрова Пресвятой Богородицы после войны воздвигнуты: корпус для помещения братии, большой дом для училища, несколько зданий для трапезы, просфорни и других разных монастырских служб, и для приема поклонников, восстановлен из развалин храм св. Апостола Симона Кананита, в котором ныне совершается богослужение, заведены два пчельника и проведены дороги. Везде надо было преодолеть большие трудности, как-то: вырубить и очистить лес, на месте которого посеяна пшеница, может быть в первый раз от существования Абхазии; потому что, когда брали землю, то туземцы с удивлением останавливались и смотрели на это, невиданное ими, явление, так как они сеют только кукурузу, взрыхлив сверху землю цапцами; расчищены также большие пространства леса и усажены фруктовыми и виноградными садами и огородами. Но все теперешние прибрежные постройки устроены только на первых порах, а собственно монастырь предполагается устроить подальше от моря и всякой мирской суеты, на высоком холме, где уже и заложен фундамент некоторых зданий.
Возобновление древнего Симоно-Кананитского храма начато в 1880 г., причем приняты были меры, чтобы нисколько не утратить его древности, развалины были тщательно очищены от мусора и щебня, стены, местами обрушившиеся, наложены, и храм покрыт красивым куполом в древнем стиле. Пол сделан деревянный. Иконостас поставлен дубовый резной; многие иконы в храме присланы со св. горы Афонской. Освящение храма совершено в самый день памяти св. Апостола Симона, 10 мая 1882 г., экзархом Грузии, преосвященнейшим архиепископом Иоанникием, нынешним митрополитом Московским.
В саженях четырех от храма устроен беломраморный фонтан в виде креста, материал которого привезен с св. горы Афонской, а вода проведена из соседней скалы, где, по преданию абхазцев, была пещера св. Апостола Симона Кананита, - и бьет тремя струями из верхней части мраморного креста. Близ храма, в устье трахейского ущелья, ширина которого сажен десять и откуда быстро вытекает речка Псырстха, в настоящее время устроена каменная прочная плотина, вышиною до четырех сажен; она образует очень глубокий пруд, при котором устроена мельница. На высокой пирамидальной горе, почти отвесно возвышающейся над ущельем, - где находится упомянутый выше древний замок, - сохранились еще, на самом шпиле скалы, высокие стены древней церкви. Здесь в настоящее время устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. К этой часовне от монастыря проведена прекрасная дорога. Подъем на гору около полчаса времени. При раскопках недавно найдены два камня с надписями на эллинском языке, из коих видно, что замок построен во II веке, при императоре Траяне.
Богослужение в Ново-Афонском монастыре совершается по чину св. Афонской горы; уставы и чиноположения те же, как и в Афонском монастыре. Иноков, присланных из Афонского Пантелеимонова монастыря, в настоящее время там около 50 человек.

Пицунда
В 1885 году, по Высочайшему соизволению, присоединен к Ново-Афонскому монастырю древний, знаменитый и величественный Пицундский храм, построенный, - как гласит и золотая надпись на мраморной доске над главными западными вратами храма, - Византийским Императором Иустинианом в VI веке, и возобновленный Всероссийским Императором Александром II в 1869 году. Пицунда (древний греческий Питиус, грузинская Бичвинта) отстоит от Ново-Афонского монастыря в 40 верстах к северо-западу. Приводим здесь некоторые исторические сведения о сем храме из статьи Н. Мурзакевича: "Древнейший пицундский православный храм, на восточном берегу Черного моря", помещенной в "Записках Императорского Одесского общества истории и древностей" (т.х. 1877 г.), заимствованные также автором из первого тома "Записок общества любителей кавказской Археологии" с некоторыми, сделанными им на месте, изменениями и дополнениями:
"Пицунда лежит на восточном берегу Черного моря, слева от речки Бзыби, в трех верстах от окончания мыса Пицунды и в одной версте от берега моря. Мыс этот порос густым сосновым лесом, сквозь который виднеется зеленый купол храма, хотя сам храм стоит вне сосновых дерев, посреди разнообразных развесистых дерев, оплетенных сетью вьющейся дикой виноградной лозы. Храм окружает старинная четырехугольная, грубо сложенная ограда из камня, взятого, как говорят, из древнего Питиуса, следы которого указывают в расстоянии одной четверти версты... В нескольких шагах от ворот церкви у восточной части находился колодезь, в который родниковая вода была проведена издалека, ныне засыпанный по причине засорения его древесной листвою. Пицундский храм носит на себе печать благородного, смелого стиля, не имея ничего общего с грузинскими и армянскими церквами. Основание его сложено из дикого камня, стены толщиною два аршина сложены частью из кирпича в три, четыре, иногда в пять рядов, частью из разномерного плитняка. Видно, что храм воздвигался по мере подвоза камня и кирпича. Некоторое сходство кладки камня и кирпича сего храма имеется, довольно близкое, с константинопольским (св. Софии). Пицундский храм имеет характер чисто византийский. С трех сторон: северной, западной и южной кирпичный свод его покоится на трех высоких фронтонах. Двуярусный портик пристроен к западной, трапезной части храма. Трое малых притворов, бывших до восстановления, ныне сняты. Сферический купол венчает стройное здание. Купол некогда был покрыт медными листами, которые абхазцами разновременно были по местам сбиты ружейными пулями, ныне укрыт железными недолговременными листами. Внутри самого храма алтарь образует тройное, выдающееся на восток, полукружие: посреди которого имеется святая "трапеза", за оною "горнее место" о нескольких ступенях с возвышенным седалищем для архипастыря и сослужащих священнослужителей; справа "диаконник", где священнослужители облачались, слева "жертвенник", откуда выносили и вносили в алтарь священные сосуды. Алтарь от прочего храма отделен не высоким каменным одноэтажным иконостасом, прежде о девяти, ныне о семи просветах, служивших для "малого и великого" входов, и постановки праздничных икон и "царских дверей", подобно как было некогда в православных базиликах Мир-Ликийских, в Риме, и Венецианской св. Марка. Единственно только в алтаре, на "горнем месте", по древнейшему обычаю Восточной церкви, находилось стенное писание, изображавшее Пресвятую Богородицу с предстоявшими архангелами Михаилом и Гавриилом, или Господа Вседержителя, или иных святых, афоногорского письма, виденное разными путешественниками, ныне же временем изглаженное. По случаю многовекового запустения храма, в нем ни из икон, ни из вещей, принадлежащих к богослужению, ничего не сохранилось... В западной части храма, из притвора, каменная лестница ведет на хоры, где в древние времена помещался, во время богослужения, исключительно женский пол, никогда не смешивавшийся с мужским. В притворе на правой стороне в углу, построен в виде круглой башенки тесный "параклис" и в нем каменная, не глубокая временная могила, "усыпальница", со стертою живописью масленными красками, и поврежденною греческою "вязью" XVI века...
Грузинское местное предание, достоверными свидетельствами не подтверждаемое, указывает в приделе на гробницу св. апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего Христа в западной Грузии и черноморской окраине. Это мнение существовало давно, ибо в одной дарственной грамоте прошлого века, княгини Анисии Абашидзе читаем: "Мы сделались достоянием св. апостола Андрея, который был мучим в земле людоедов Анухарет и погребен в месте называемом Бичвинта. Господь прославил его честное тело, и по повелению была тут построена церковь во имя Божией Матери, сделавшейся кафедрою кафоликоса. 1731 год". Другое предание называет ту гробницу - святого Златоуста. О Иоанне Златоусте известно, что он в 407 году, по проискам и клеветам императрицы Евдоксии, жены Аркадия, с константинопольской кафедры был изгнан и сослан в заточение в пустынный Питиус, но утружденный дальним путем, изнуренный, преставился 14-го сентября в Команах, на шестьдесят втором году прославленной жизни, а в 427 году мощи его перенесены в Константинополь.
Основание Пицундского храма принадлежит Византийскому императору Юстиниану I, в VI веке по Рождестве Христове. Византийский историк Прокопий Кесарийский, умерший в 565 году, подробно рассказывает обстоятельства сего дела, и грузинские летописи согласны с ним. По их сказанию, Юстиниан I обратил в христианство одичавших абхазцев и построил для них храм в честь Божией Матери; ввел в их стране обряды христианские и дал им епископа и священников.
Пицунда приобрела особую известность с исхода XIV столетия, а именно: с 1390 года, здесь с этого времени жил отдельный кафоликос или патриарх, которого духовная власть обнимала всю западную Грузию, то есть нынешнюю Имеретию, Мингрелию, Гурию, Сванетию (древние Суаны) и Абхазию. Пицунда владела обширными землями с крестьянами, которые жертвовались царями и другими владетелями Грузии и Имеретии... Умалчиваем о бывших непомерных богатствах Бичвинты, заключавшихся в металлических предметах, ценных камнях и других приношениях [22]. Как главная резиденция кафоликоса абхазского, Бичвинта пользовалась разными привилегиями: здесь происходило освящение мира (что теперь совершается только в Москве и Киеве). рукоположение епископов, и другие торжественные церемонии. Положительно неизвестно, когда именно пала Бичвинта. С вероятностью можно отнести начало этого упадка к первой эпохе развития могущества мусульман на берегах Черного моря, потом ко временам анархии и беспорядков, не перестававших волновать западную Грузию, после смерти из князей Дадиани, Левана II, в 1657 году. Наконец, и главным образом, - к эпохе умножавшихся раздоров между владетелями Мингрелии и Абхазии, после того как беспорядки усилились в Абхазии, абхазские кафоликосы хотя и продолжали титуловаться "Бичвинтскими и Абхазскими", но жить в Бичвинте уже не могли, а жили обыкновенно там, где пред избранием в кафоликосы они имели право резиденции, и лишь от времени до времени совершали путешествия в Бичвинту. Во всяком случае, мы знаем, что в бытность французского путешественника Шарденя в Имеретии, в исходе XVII века, Пицунда была уже оставлена, и что, по его словам, каждый абхазский кафоликос раз в своей жизни совершал туда путешествие, в сопровождении всех своих епископов и князей, для совершения там торжественного мироосвящения...
По печальном запустении, Пицундский храм оставался забытым до нашего времени, хотя мыслью о нем правительство русское было озабочено давно. Еще в 1821 году покойный Император Александр I поручал усмотрению правителя Грузии генерала А. П. Ермолова возобновить храм, но военное положение Абхазии помешало осуществлению сей мысли. О том же думал и благочестивый Император Николай I... Уже наместник кавказский, Его Императорское Высочество, великий князь Михаил Николаевич привел долгожданное святое дело к желанному концу. При усердии и умеренности в издержках окружного военного начальника майора Артамона Савельевича Воронова, Пицундский храм без прикосновения к его главным частям во всем остальном, как древнейший в России храм воспроизведен, за исключением в иконостасе вместо девяти - семи арок и снятия северного, южного и западного притворов, по первобытному плану. Торжественное освящение главного храма, с наречением в честь и память Успения Пресвятой Богородицы, совершено 27 сентября 1869 года епископом имеретинским и абхазским Гавриилом. Затем позже устроен на хорах придел, во имя св. Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского. Есть место для другого придела, во имя местного Святого".
Такова история древнего храма Пицундского. Так как он стоит одиноко, окруженный лесом, и самое ближайшее население составляют десятка два хворостяных абхазских саклей, отстоящих на 6 верст от него; то, чтоб не оставаться в запустении обновленному храму, правительство, вскоре же по возобновлении, предлагало Киево-Печерской Лавре занять Пицундский храм и открыть при нем монастырь: но лавра, неизвестно почему, отказалась от этого дара. Такое же предложение сделано было Троице-Сергиевской лавре, которая распорядилась открыть в Пицунде монастырь, в начале семидесятых годов, выслав для этой цели архимандрита Феофила в качестве миссионера и настоятеля обители, одного иеромонаха, одного иеродиакона и двух послушников. При таком, весьма ограниченном числе братства, монастырь хотя и числился открытым, но, конечно, и церковная служба не могла в нем совершаться каждый день (см. Ж. Домашн. Бесед. 1877 г.). Недолго пришлось существовать монастырю и в таком виде. Пред войной 1877-1878 гг. иноки должны были оставить монастырь, и храм опять остался пустым, что продолжалось до настоящего 1885 г. Ни икон и ни каких церковных принадлежностей он не имеет. Теперь, при помощи Божией, приступлено к внутреннему возобновлению его; иконы и некоторые церковные принадлежности для богослужения посланы с св. Афонской горы, а также и несколько братий.

Источник http://www.russian-inok.org/books/panteleymon.html


[ На главную страницу ]